25 января 2025 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Суббота 31-й седмицы по Пятидесятнице

(Кол.1:3–6; Лк.16:10–15)

Евангелие святого апостола Луки, глава 16, стихи 10-15:

10 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.
11 Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?
12 И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?
13 Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
14 Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.
15 Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.

Послание апостола Павла к Колосянам, Глава 1, стихи 3 - 6:

3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас,
4 услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,
5 в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования,
6 которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине,

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Марка

(Лк. 16:10-15) Лк.16:10. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.

Господь еще учит о том, что богатством нужно управлять по воле Божией. «Верный в малом», то есть хорошо распоряжавшийся вверенным ему имением в мире сем, верен «и во многом», то есть и в будущем веке достоин истинного богатства. «Малым» называет земное богатство, так как оно поистине мало, даже ничтожно, поскольку скоропреходящее, а «многим» – богатство Небесное, так как оно всегда пребывает и прибывает. Поэтому, кто оказался неверным в сем земном богатстве и данное на общую пользу братьев присвоил себе, тот не будет достоин и того многого, но будет отвергнут как неверный.Поясняя сказанное, прибавляет:

Лк.16:11. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?

«Неправедным» богатством назвал богатство, которое остается при нас; ибо если б оно не было неправедно, оно и не было бы у нас. А теперь, поскольку оно у нас, то очевидно, что неправедно, так как оно задержано нами и не роздано бедным. Ибо похищение чужого имения и принадлежащего нищим есть несправедливость. Итак, кто нехорошо и неверно управляет сим имением, как тому доверять «истинное» богатство?

Лк.16:12. И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?

И нам кто даст «наше», когда мы неверно распоряжаемся «чужим», то есть имением? А оно «чужое», так как оно назначено для бедных, а с другой стороны, так как мы ничего не принесли в мир, но родились нагими. А наш удел – богатство Небесное и Божественное, ибо там жилище наше (Флп.3:20). Имение и приобретение чужды для человека, сотворенного по образу Божию, ибо из них ничто не похоже на него. А наслаждение Божественными благами и общение с Богом – это сродно нам.

Лк.16:13. Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

Доселе Господь учил нас, как должно верно управлять богатством. Ибо оно чужое, а не наше; мы управители, а не господа и владыки. Поскольку же управление богатством по воле Божией совершается не иначе, как при твердом бесстрастии к нему, то Господь прибавил к учению своему и сие: «Не можете служить Богу и маммоне», то есть невозможно тому быть слугой Божиим, кто привязался к богатству и по пристрастию к нему нечто удерживает за собой. Поэтому, если ты намерен верно распоряжаться богатством, то не порабощайся ему, то есть не имей привязанности к нему, и ты истинно послужишь Богу. Ибо сребролюбие, то есть страстная наклонность к богатству, повсюду порицается (1Тим.6:10).

Лк.16:14. Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.

Фарисеи, в досаде на слова Господа, смеялись над Ним. Ибо им, как сребролюбцам, неприятно было слушать о нестяжательности. Так и сказано: «мерзость... грешнику богочестие», (Сир.1:25) и «обличение... нечестивому раны» (Притч.9:7).

Лк.16:15. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердцá ваши, ибо, что высоко у людей, тó мерзость пред Богом.

Господь, обнаруживая скрытое лукавство фарисеев и показывая, что они, хотя и принимают вид праведности, мерзки, однако ж, пред Богом по своему самомнению, говорит: вы представляете себя праведниками пред людьми и думаете, будто вам одним дано разуметь то, что нужно, и учить; поэтому вы и смеетесь над Моими словами как неразумными, желая почитаться у черни учителями истины. Но не так на деле. Потому что «Бог знает сердца ваши» и считает вас мерзкими за ваше высокомудрие и пристрастие к людской славе. «Ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом». «Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» (Притч.16:5). Поэтому вам, фарисеи, нужно было жить не для людского мнения, «ибо рассыплет Бог кости ополчающихся против тебя» (Пс.52:6), но лучше соделовать себя праведными пред Богом.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский«Не можете служить Богу и маммоне» (Лк.16:13). Раздвоенная мысль и раздвоенное сердце делают человека ни к чему негожим; ибо «муж двоедушен неустроен во всех путех своих» (Иак.1:8). Он или ничего не делает, или делает да переделывает, то есть, одною рукою строит, а другою разоряет. Источник истинно богоугодной жизни – твердая решимость во всем угождать Богу. Эта решимость устремляет все помышления, желания и чувства человека на одно, и объединяя таким образом его внутреннее, делает его сильным на дела и вносит единство во всю совокупность его деятельности, сообщая ей один характер. Дела такие благоуспешны и многоплодны потому, что полны истинной жизни. Отчего вялость, неподвиж­ность, бесплодность дел? От внутренней безжизненности, а внутренняя безжизненность от раздвоения внутреннего. Не сознана единая цель, не поставлена она законом жизни, – дела и идут как пришлось. Оттого одни направляются в одну сторону, другие в другую; здание жизни и не созидается. Избери цель и посвяти ей жизнь. Настоящая, главная цель указана богоподобным естеством человека; она живое богообщение. К это главной цели обращай и цели частные, ученые, житейские, гражданские, коммерческие, служебные, правительственные. Если бы всякий в обществе держался этого – в общество внесен бы был строй один общий, и один дух всех бы исполнил.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк.16:10–15)

Епископ Переславский и Угличский Феоктист

Есть одна весьма любопытная христианская добродетель, о которой мало кто помнит, но о ней пишет в своих «Душеполезных поучениях» преподобный авва Дорофей. Русский перевод «Поучений» называет эту добродетель «хранением совести по отношению к вещам». Мы помним о хранении совести по отношению друг к другу и по отношению к Богу, можем своими словами рассказать, как нужно поступать, чтобы совесть была чиста, но это будет касаться лишь нас самих и Бога. Авва Дорофей идет дальше: он исходит из мысли, что все то, чем мы окружены, чем мы пользуемся в своей повседневной жизни — не есть наше, все это дано нам Богом во временное пользование, а потому мы согрешаем, если относимся к вещам небрежно. Авва Дорофей пишет: «хранение совести в отношении к вещам состоит в том, чтобы не обращаться небрежно с какою-либо вещию, не допускать ей портиться и не бросать её как-нибудь, а если увидим что-то брошенное, то не должно пренебрегать сим, хотя бы оно было и ничтожно, но поднять и положить на своё место». А чуть дальше он приводит некоторые примеры неправильного — и, следовательно, неправедного! — отношения к вещам. В частности, у него есть такие слова: «Также если кто-либо развесит свою одежду или покрывало на солнце и поленится вовремя снять их и допустит им от зноя портиться — то и это против совести».

Сегодняшний евангельский отрывок может быть понят множеством разных способов, на него есть самые разные, зачастую не схожие друг с другом, толкования. Одна из линий толкований говорит как раз об этом — о том, что Бог нам в нашей временной жизни дал очень много, все это в свое время отнимется у нас, а вечность будет зависеть в том числе и от нашего умения распоряжаться данным нам во временное пользование. Конечно, окружающие нас вещи предназначены для служения, они не могут быть выше и важнее человека, поэтому самое правильное их употребление заключается в помощи другим, тем, кто нуждается, тем, у кого по какой-то причине есть недостаток. Один из толкователей высказал, как может показаться, несколько казуистическую мысль: «Неправедным богатством названо богатство, которое остается при нас: ибо если бы оно не было бы неправедно, оно и не было бы у нас. А теперь, поелику оно у нас, то очевидно, что неправедно, так как оно задержано нами и не роздано бедным».

Господь Иисус Христос очень ярко противопоставляет два вида богатства: одно — здешнее, оно неправедно, так как не принадлежит нам и будет у нас отнято, оно дано лишь для того, чтобы с его помощью обрести другое богатство — истинное, то есть небесное и божественное, оно дается для стяжания Христова Царства.

Ну а авва Дорофей в своих «Душеполезных поучениях» подсказывает, каким образом нужно обращаться с собственным имуществом, чтобы не нуждаться, и чтобы была возможность помогать другим: требуются лишь простая бережливость и аккуратность, а также память о том, что все это не наше, а Божие.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О нашем и не нашем, о праведном и неправедном
(Лк.16:10–15)

Протоиерей Вячеслав Резников

Рассказав притчу о управителе, который сумел выпутаться из беды, Господь посоветовал: «приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк.16:9). И потом сказал: «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто даст вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше»?

Итак, малое – многое, неправедное – истинное, чужое – ваше. В руках управителя было большое имущество, а Господь называет его малым. Полученное управителем было неправедным, но он заслужил похвалу. И неужели «ваше» и есть то, что получаешь за чужой счет? Все в нашей греховной жизни запутано. Может ли вообще богатство быть праведным, если вокруг – нищета, и если Господь сказал: «не можете служить Богу и маммоне»?

Но перед фарисеями эти вопросы не стояли. Слушая Иисуса, «они смеялись над Ним». Они считали, что их богатство несомненно праведно, что оно – дар Бога за тщательное следование законам. Господь же сказал им: «вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши: ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом». Вот – тоже противопоставление: «высоко у людей» – «мерзость пред Богом». Всегда ли это так безусловно? Святыми угодниками мирские люди тоже порой восхищаются, еще при жизни почитая их.

Как же нам выбраться из этой путаницы?

Очевидно, прежде всего, ни о чем не спешить произносить суждения. Ничего из того, что умеем, не следует считать великим и многим; а из того, что имеем, – «нашим», праведным, истинным. Надо смиренно, с чувством вины, нести крест своих дарований и своего достатка в этой жизни. От всего нас могут отставить в любой момент.

Также ничего из наших обыденных дел не следует считать малым и незначительным. Например, время, отведенное на утренние и вечерние молитвы мы должны почитать как святое, Божье, неприкосновенное. И если за воровство может постигнуть кара, то тем более – за посягательство на Божье.

Надо бояться показаться великим пред людьми, чтобы, приняв это как должное и заслуженное, не оказаться мерзостью пред Богом.

А истинное, – оно уготовано «на небесах». Оно открывается «в истинном слове благовествования». Оно «приносит плод и возрастает» у всех, которые «услышали и познали благодать Божию в истине». И оно постепенно все расставляет на свои места и в нашем разуме, и в нашей жизни.


Суббота пo Богоявлении

(Еф. 6:10-17; Мф. 4:1-11)

Суриков Василий Иванович "Искушение Христа. 1872"

Евангелие святого апостола Матфея, глава 4, стихи 1 - 11:

1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,
6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
9 и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.

Послание апостола Павла к Ефесянам, Глава 6, стихи 10 - 17:

10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
15 и обув ноги в готовность благовествовать мир;
16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея

(Мф. 4:1-11) Мф.4:1. Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню,

Научая нас, что после крещения более всего должно ожидать искушений, Иисус отводится Духом Святым, ибо Он ничего не делал помимо Духа. Отводится же Он в пустыню, чтобы показать нам, что дьявол искушает нас тогда, когда видит, что мы одни и не получаем помощи от других. Поэтому и нам не должно отказываться от совета других и полагаться на самих себя.

для искушения от диавола,

Дьявол, то есть клеветник, называется так потому, что клеветал на Бога Адаму, когда сказал Ему: «Бог завидует вам». Он и теперь клевещет на добродетель.

Мф.4:2. и, постившись

Постился, чтобы показать, что пост – сильное оружие против искушений, подобно тому как пресыщение служит источником всякого греха.

сорок дней и сорок ночей,

Постится столько дней и ночей, сколько и Моисей, и Илия. Если бы постился больше, то воплощение Его показалось бы призрачным.

напоследок взалкал.

Когда уступил природе, тогда и взалкал, чтобы голодом дать повод дьяволу подойти и сразиться с Ним и таким образом поразить его и низложить, даровав нам победу.

Мф.4:3. И приступил к Нему искуситель и сказал: если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.

Этот соблазнитель слышал голос с неба: «Сей есть Сын Мой», но с другой стороны видит, что Он взалкал, и недоумевает, как Сын Божий может чувствовать голод. Поэтому искушает Его с целью удостовериться, говоря: «если Ты Сын Божий», он льстит Ему, думая, что Он что-нибудь скрывает. Но ты спросишь, что за грех было сделать из камней хлебы? Итак, знай, что послушаться дьявола в чем-либо – грех. С другой стороны, дьявол не сказал: «пусть будет этот камень хлебом», но «камни», желая ввергнуть Христа в излишество, ибо для голодного совершенно достаточно и одного хлеба. Поэтому Христос и не послушал его.

Мф.4:4. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.

Данное свидетельство взято из Ветхого Завета, ибо это слова Моисея. И евреи питались манною, которая не была хлебом, но по Слову Божию она удовлетворяла всякую нужду евреев, была всем, чего бы кто ни захотел есть. Рыбы ли, яйца ли, или сыра хотел иудей, манна удовлетворяла такому вкусу его.

Мф.4:5. Потом берет Его диавол в святый город и поставляет Его на крыле храма,

Это была одна из частей храма, которые у нас называются боковыми; они кажутся как бы крыльями.

Мф.4:6. и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.

Говоря: «если ты Сын Божий», дьявол хочет сказать: я не верю голосу с неба, однако Ты покажи мне – Сын ли Ты Божий. Поистине, проклятый! Если Он был Сын Божий, то неужели Ему должно было броситься вниз? Твоей жестокости свойственно это – низвергать беснующихся, Богу же – спасать. Не о Христе написано: «на руках понесут Тебя», но о святых, которые нуждаются в ангельской помощи. Христос же, будучи Богом, не нуждается в этом.

Мф.4:7. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.

Кротко отражает его Христос, поучая нас побеждать демонов кротостью.

Мф.4:8. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
Мф.4:9. и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.

Некоторые под весьма высокой горой разумеют страсть корыстолюбия, в которую враг старается вовлечь Иисуса; но они неверно думают. Ибо дьявол явился Ему чувственно, Господь же не принимал помышлений; да не будет! Итак, он чувственно показал Ему на горе все царства, представляя их Ему пред глазами в призраке, и сказал: «все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне». В силу своей гордости он считает мир своею собственностью. Это и теперь он говорит корыстолюбивым, что те, кто поклоняется ему, будут иметь в своей власти мир.

Мф.4:10. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.

Господь разгневался на него, когда увидел, что он присваивает себе Божие, и говорит: «все это дам Тебе», якобы свое собственное. Узнай отсюда, какую пользу приносит Писание, ибо Господь им заставил врага замолчать.

Мф.4:11. Тогда оставляет Его дьявол, – и се, ангелы приступили и служили Ему.

Три искушения победил Господь: чревоугодие, тщеславие и страсть к богатству, то есть корыстолюбие. Это – главная из страстей. Следовательно, победив их, гораздо легче одолеть и остальные. Поэтому и Лука говорит: «и окончив всё искушение» (Лк.4:13), хотя Господь победил только главные из них. Поэтому ангелы служили Ему, чтобы показать, что и нам после победы они будут служить, ибо все это делает и показывает Христос ради нас. Ему же, как Богу, ангелы служат всегда.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский Суббота по Богоявлении (Еф.6:10–17; Мф. 4:1–11). Апостол облекает христиан во всеоружие Божие. Прилично подошло это в след за предыдущим уроком. Ибо если кто, вняв призванию Божию, воспринял начало новой жизни, с помощью благодати Божией, привнесши с своей к тому стороны "все старание"; то ему после этого предлежит не почивание на лаврах, а борьба. Он оставил мир, - мир за это начнет теснить его: он спасся от власти диавола, диавол будет гнать вслед его и ставить ему козни, чтоб сбить его с доброго пути и опять возвратить в свою область; он отвергся себя, отверг самость со всем полчищем страстей, - но этот живущий в нас грех не вдруг расстается с своим привольным житием в самоугодии, и поминутно будет покушаться под разными предлогами опять водворить внутри те же порядки жизни, которые так богато насыщали и питали его прежде. Три врага, - каждый с безчисленным полчищем, - но главнокомандующий есть диавол, ближайшие же помощники его бесы. Они всем ворочают в греховной жизни, - противнице жизни духовной. Почему Апостол против них и вооружает христианина, так как бы прочих не было совсем. Говорит: "наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против злобы поднебесных". Ибо не будь их, и брани, может быть, не было бы. Равно, коль скоро они отражены и поражены, то отражение и поражение других ничего уже не стоит. Итак смотри всякий, куда следует направлять стрелы, или по крайней мере с какой особенно стороны надлежит себя ограждать. - И ограждай! - Апостол прописал несколько орудий; но все они сильны лишь Господом. Почему опытные борцы духовные и предали нам; именем Господа Иисуса бей ратников.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мф. 4:1-11)

Протоиерей Александр Шаргунов

Первое событие в жизни Спасителя после Крещения, когда Дух Святой видимым образом сошел на Него, — изведение Его Духом в пустыню. На этот раз Дух Святой открывается не в веянии тихого ветра, а в бурном вихре. Искуситель нападает на Господа с трех разных сторон. Первое искушение — обратить камни в хлеб. То есть употребить Свою чудодейственную силу для Себя. Так будут искушать Его иудеи, чтобы Он стал «хлебным мессией», царем, который должен служить их материальным нуждам, и таким образом устроить на земле чаемое ими царство. «Но не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Во время странствования в пустыне народ Израиля был чудесно питаем Богом, когда Бог открывал ему, что смысл жизни бесконечно глубже, чем насыщение чрева. Второе искушение — превратить Христа в того, кто внешним чудом, а не Крестной любовью влечет народ следовать за Собой. И третье искушение — предложение Ему победить мир, идя в обход Креста. Однако не может быть компромисса со злом, ибо из всякого компромисса со злом победителем всегда выходит диавол.

Почему Христос подвергается искушению? Не впервые человек узнал искушение. Прародитель Адам уступил ему, и не сосчитать, сколько других после него. Как человек, Господь должен был в Свой черед встретиться с искушением. Однако этот человек был Бог. И что-то совершенно новое должно было произойти. Не то, что искушение было легким для Господа. Или что Он мог сделать его более легким для Себя. Нет, Он претерпел это искушение ради всех наших искушений. Но абсолютно новым в Господе была Его любовь. Он любил Своего Отца Небесного любовью, какой не имел ни Адам, ни любой другой человек, которые потому и были бессильны противостоять диаволу. Эта любовь не могла позволить Христу уступить искушению. Но она не облегчила Его участь. Напротив, более чем кто-либо, чем все люди вместе взятые, Он был искушаем. До смерти. Для Него была только одна возможность победить искушение — умереть. Но умереть любовью к Отцу и ко всем людям. Нашего ради спасения и нашей победы во всех не устранимых никакими силами искушениях.

Можно победить диавола. И Господь показал, как это надо делать. Не отступать от Бога ни в чем. Нам не удастся быть всегда верными Богу. Бывают моменты, когда мы уступаем искушению. Но Господь будет всегда верен нам, Он постоит за нас, если мы призовем Его на помощь. Поистине Он победил диавола в пустыне ради нас.

Главная цель сатаны — разрушить наши отношения с Богом как с Отцом. «Если Ты Сын Божий, — говорит он Христу, — как Тебе, Наследнику Царства Божия, может быть отказано в самом малом? Либо Бог не Отец Тебе, либо Он не добр к Тебе». Диавол хочет подорвать нашу веру в слово Божие, дерзко вырывая из Писания то, что нужно ему. «Бог сказал, что Ты Сын Возлюбленный. Так ли это?» — и мы слышим голос древнего змия в раю: «Подлинно ли сказал Бог?» Диавол говорит: «Бросься вниз». Диавол не может сбросить вниз никого, тем более, Господа. Его власть ограничена. Но он подталкивает всех на грех и на гибель. Потому не будем вредить себе, и никто не сможет повредить нам. Если с нами будет Христос. «Ибо написано, — говорит диавол Господу, — Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Святые Ангелы готовы исполнить каждое слово Господа, потому что знают, что ни одно Его движение не может быть отделено от истины. Как всегда, диавол смешивает истину с ложью. И даже святые слова Священного Писания в устах диавола становятся ложью. Как не вспомнить здесь свидетельство святых отцов о том, что Священное Писание посреди Церкви — как древо жизни посреди рая. Те, кто находится вне Церкви, должны прежде всего увидеть и исповедать с покаянием свою наготу. Если Самого Христа сатана искушал ложным толкованием Священного Писания, то что он может сделать с нашими бедными головами, если мы самонадеянно возьмемся изъяснять его!

Диавол «показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне». Святой Ириней Лионский свидетельствует: «Диавол солгал, сказав это, ибо не он управляет царствами в этом мире, но Бог. Власть в действительности была установлена для пользы языческих народов; не диаволом, который никогда не имеет покоя и еще меньше желает, чтобы народы жили в мире, но Богом для того, чтобы люди, боясь этой власти, не пожирали друг друга, как рыбы, но с помощью законов сопротивлялись многообразной несправедливости язычников». Все народы земли обещаны Мессии. Если Он — Сын Божий, они поистине принадлежат Ему. Но мы должны остерегаться принять из рук диавола даже то, что обещано Богом. Сатана требует, чтобы Христос, пав, поклонился ему! Величайшие из святых могут быть искушаемы худшим из зол. Глубины сатанинские достигают предела, и Господь с отвращением и гневом говорит: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Все основания нашей жизни — в поклонении Богу и в служении Ему одному.

«Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему». Все блаженство Ангелов — в служении Христу Богу. Есть мир злобных духов, воюющих против Христа, Его Церкви и всех верующих в Него, и есть мир святых духов, служащих им. Все победы Христовы — торжество Ангелов и наше торжество. Искушение Христа и Его победа являет нам Его Божественное достоинство, и утверждает нас в сражении с искусителем. Ибо Господь умер на Кресте не за Свои грехи, а за наши.

***

Протоиерей Павел Великанов

Искушение Иисуса Христа в пустыне – один из интереснейших эпизодов евангельской истории. Казалось бы: а зачем вообще искушать Богочеловека? Разве Он мог согрешить – даже теоретически? Рождённый бессеменно от Пречистой Девы, озарённый Духом Святым с первых мгновений жизни, засвидетельствованный как Сын Божий во время крещения на Иордане? Где грех – и где Иисус? И здесь мы подходим очень тонкому моменту, необычайно важному для понимания смысла христианской веры.

Иисуса Христа неспроста называют «Новым», или «Вторым Адамом». Его задача – выполнить то, что провалил первый Адам, праотец рода человеческого. Мы хорошо помним из повествования книги Бытия, как это произошло. В райском саду первые люди не устояли перед тройным соблазном: съесть запретный плод, узнать добро и зло и стать как боги. Если перевести этот соблазн на язык святоотеческой аскетики, мы получим искушение чревоугодием, тщеславием и гордыней. Диавол, как мудрейший психолог, подставил такую ловушку первым людям, что они и сами не заметили, как в неё угодили. И теперь задача Иисуса – помочь всем потомкам Адама выбраться из этого капкана греха.

Хорошо отработанная технология соблазна – на протяжение тысячелетий подтвердившая свою эффективность – не нуждается в изменениях. Каждого из нас диавол искушает сначала соблазнами плотскими, потом переходит к душевным, и если мы устоим – начинается брань с духовными искушениями. Приступив к Иисусу, диавол не сомневается в том, что этого – пусть и исключительного по своим способностям человека – ему также удастся сломить и подчинить себе. Поэтому и ставки повышаются до предела: простому человеку не стал бы диавол предлагать камни превращать в хлебы, бросаться вниз с головокружительной высоты, или поклоняться самому диаволу ради всемирной власти. Но не тут-то было: на каждое предложение диавола следует ответ из Писания, которым словно бронёй Иисус закрывается от проникновения искушения.

Так зачем все же необходимо было, чтобы Христос был искушён – причем столь интенсивно? Ответ мы находим в послании апостола Павла к Евреям: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2:18). Если бы безгрешная человеческая природа Христа осталась без искушений – совершенно таких же, каким подвергается всякий простой человек – Он не оказался бы полноценно включённым в человеческую жизнь. Ребёнок, воспитанный в элитной школе, никогда не видевший ни чужой боли, ни нищеты, ни злобы, ни насилия – столкнувшись однажды с этой негативной стороной жизни, растеряется и не будет понимать, как поступать, как жить дальше с этим. Я вспоминаю случай, когда на одной телепередаче, посвящённой детям-беспризорникам, на пафосную речь одного крупного политика, десятилетний мальчик ответил – прямо смотря ему в глаза: «А ты жил под платформой на вокзале хотя бы полгода?» – «Нет!» – только и смог выдавить из себя ошалевший от такой наглости депутат. «Ну тогда ты ничего о жизни не знаешь!» – решительно поставил свой диагноз беспризорник. Тот, кто не находился в чужой «шкуре» – никогда не сможет понять, каково это – не иметь ни дома, ни еды, и быть в постоянном страхе от опасности быть обнаруженным, обворованным, униженным. И этому невозможно научиться ни из книжек, ни на университетской скамье.

Тем более это относится ко Христу Спасителю – Который, будучи чужд греха как такового, должен был привить человеческой природе сильнейший антидот к любому греху. Возможно, здесь можно привести сравнение с иммунной системой: нахождение в совершенно стерильной обстановке, как это хорошо известно иммунологам, её дезориентирует и ослабляет. Проходя не теоретически, не со стороны, а изнутри, путём обычного человека – Христос прививает человечеству уникальный навык, которого был чужд мир после грехопадения: не поддаваться соблазнам, уметь им противостоять, действенно сопротивляться манящему греху.

И теперь у нас, христиан, есть два мощных инструмента, благодаря которым никакое дьявольское искушение уже не страшно. Это, прежде всего, Сам Христос – победивший соблазны – Которого мы принимаем в Таинстве Причащения и тем самым приобщаемся к Его умению не поддаваться греху. И второе – Священное Писание, которым мы вполне можем отбивать навязчивые греховные помыслы, какими бы наглыми и раздутыми они ни представлялись.

Помоги же нам, Господи, учиться у Тебя стойкости и мудрости в уклонении от всего дурного!

***

Иеромонах Феоктист Игумнов

Из контекста евангельского повествования вытекает, что искушения Христа Спасителя в пустыне — это необходимая часть общественного служения, это часть того, ради чего Он пришёл и принял плоть от Девы. Христос в рамках Своего служения начинает с того, с чего начинается сознательное христианское восхождение любого христианина. И начиная так, Он даёт образ и пример всем поколениям Своих учеников.

Евангелист Матфей со всей очевидностью показывает, что центральным моментом всех искушений является предложение отстраниться от Бога. И ни для кого не секрет, что на фоне всего того, что составляет первый план нашей жизни, Бог чаще всего воспринимается как нечто второстепенное, а иногда и как что-то лишнее и даже мешающее. Его поддержка не всегда очевидна, а Его требования кажутся несоответствующими тому, что Он даёт за их исполнение здесь и сейчас. При таком положении дел совершенно естественным кажется стремление навести порядок в мире собственными силами. То есть жить не признавая реальность Бога или же признавая ее с определенными оговорками, жить без вхождения в общение с Богом, а по собственному усмотрению, признавая окружающую материальную действительность как подлинную и единственную реальность, а Бога отодвигать в сторону как некую иллюзию — это и есть искушение, которое никуда не делось, которое было всегда, скрываясь под разными личинами, и оно несёт в себе самую главную и серьёзную угрозу.

Одной из особенностей этого искушения является его «благовидность»: оно не содержит в себе непосредственного призыва ко злу, это было бы слишком примитивно. Оно как будто бы призывает к лучшему: отказаться наконец от иллюзий и обратить все силы на исправление мира. К примеру, вместо храмов строить детские сады и больницы. Или же начать бороться за бережное отношение к природе, к животным, бороться за достойные человека условия труда и жизни. Это искушение, ко всему прочему, претендует на то, чтобы показать подлинную реальность: реально то, с чем мы реально повсеместно имеем дело, — власть и хлеб; в сравнении с этим все связанное с Богом кажется нереальным, вторичным и, по существу, ненужным.

Христос сумел преодолеть это искушение. А сможем ли мы сделать то же самое?

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

Суббота по Богоявлении
(Еф. 6:10-17; Мф. 4:1-11)

Протоиерей Вячеслав Резников

«И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие», – сказано христианам. И сегодня видим, как этим мечом надо действовать.

Сразу после крещения «Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал». И вот тут-то, когда Иисус проявил естественную человеческую слабость, «приступил к Нему искуситель, и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Ты, как я слышал, Сын Божий, и Ты хочешь есть. Ну что же, употреби Свою Божественную силу, преврати камень в хлеб. Чего проще? Но Господь отвечает: «Написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». И идет ссылка на Второзаконие. А там, перед входом в обетованную землю, Господь через Моисея дает Своему народу последние наставления. Он говорит: «И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его или нет. Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты, и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек. Одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла, вот уже сорок лет. И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего» (Втор.8:1-5).

Хлеб – символ стабильности, уверенности в завтрашнем дне. А всесильное слово Божие способно напитать человека любым, самым неожиданным образом. Питал же Бог Свой народ манной, которая падала с неба. Опираясь на Священное писание, Иисус, как человек, и выразил Свою веру, что даже при полном отсутствии хлеба – прямо из Божьих рук непременно придет помощь.

Тогда диавол сделал новое предложение. Он поставил Иисуса «на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Но если написано, то зачем же бросаться? И так ясно. А вот другое написано: «не искушай Господа Бога твоего». И опять – ссылка на Второзаконие, где Моисей продолжает наставления народу: «Не искушайте Господа Бога вашего, как вы искушали Его в Массе» (Втор.6:16). Тогда евреи захотели пить и возроптали на Моисея, и «искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет» (Исх.17:1-7)?

Ну а третье искушение, это когда диавол показал Иисусу «Все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если падши поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи». И – опять ссылка на Второзаконие, где говорится: «Господа, Бога твоего бойся, и Ему одному служи, и Его именем клянись. Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас» (Втор.6:13-14).

Иисус Христос был искушаем, как человек, как был когда-то искушаем и весь народ Божий. Но, в отличии от народа, Он показал Свою твердость в трех вещах, которые суть одно:

1. Живи под рукой Бога, все с радостью принимая от Него.

2. Не сомневайся и не испытывай, с тобой ли Бог, не покинул ли Он тебя, но твердо пребывай под Его рукой.

3. Что бы ни случилось, – не ищи других источников жизни, не ищи других богов.

Так начал Свое человеческое служение Господь Иисус Христос. Так и всякий христианин, родившийся во святом крещении, и вооруженный мечем Слова Божия, должен проходить свой жизненный путь.

Церковный календарь. 25 января

Читаем Евангелие. 25 января

Читаем Апостол. 25 января

Благая часть. 24 января

МУЧЕНИЦА ТАТИАНА ⧸ СВЯТОЙ ДНЯ

СВЯТИТЕЛЬ САВВА, АРХИЕПИСКОП СЕРБСКИЙ ⧸ СВЯТОЙ ДНЯ

Мульткалендарь. 25 января. Святая мученица Татиана

Мульткалендарь. 25 января. Святитель Савва Сербский

День ангела. 25 января

Этот день в истории. 25 января